Страничка педагога-психолога

 

Педагог-психолог Пермякова Татьяна Леонидовна, первая квалификационная категория (кабинет )

буклет "Детские капризы"

буклет "Идти ли ребенку на уступки"

Консультация "Что делать, если ребенок не слушается"

Консультация "Как преодолеть капризы и упрямство"

Памятка "Сдержаться и не накричать на ребенка...как?" 

Памятка "Что происходит с ребенком, когда на него кричат"

Тест для родителей "Ваш ребенок-одаренная личность!"

Консультация "Умеем ли мы слушать и слышать"

Памятка "Если ребенок медлительный"

Консультация "Как воспитать успешного ребенка"

Памятка "Учим ребенка управлять своими эмоциями"

"Способы и направления поддержки детской инициативы"

"Игры и задания для детей 3-5 лет"

«Я хочу играть» 70 идей для занятий с ребенком

 

           Консультация  «Эмоциональный мир ребенка»

Ребенок 3-7 лет – это человек  с богатым и разнообразным эмоциональным миром. Он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связанны с отношениями в кругу семьи. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья. Важно, объяснять суть происходящих явлений, значения поступков и слов, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в прочувствовании и осознании сложного мира человеческих отношений. Родители, которые учат своих детей управлять эмоциями, подобны спортивным тренерам, обучающих умению справляться со взлетами и падениями. Эти родители разрешают детям выражать свои отрицательные эмоции. Они принимают их как факт жизни и используют эмоциональные моменты, чтобы научить детей важным жизненным урокам и построить с ними более близкие отношения.

Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, можно  выделить три типа:

1. Отвергающие –не придают значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.

2. Неодобряющие –критикуют своих детей за проявление отрицательных эмоций, могут сделать выговор или даже за них наказать.

3. Невмешивающиеся –принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.

НАПРИМЕР:

Мама Ольга и ее сын Дима не хочет идти в детский сад. Как поступил бы родитель - эмоциональный воспитатель? Начать как не вмешивающийся родитель с сопереживания, дав ребенку понять, что понимает его печаль, а затем пойти дальше и показать, как он может справиться с неприятными эмоциями. Возможно, их разговор звучал бы приблизительно так:

Мама: Надевай куртку, Диме. Пора идти.

Дима: Нет! Я не хочу, не пойду.

Мама: Не хочешь идти? Почему?

Дима: Потому что я хочу остаться здесь, с тобой.

Мама: Хочешь остаться?

Дима: Да, я хочу остаться дома.

Мама: Стоп! Кажется, я знаю, что ты чувствуешь. Иногда по утрам мне тоже хочется, чтобы мы с тобой повалялись в кровати и вместе посмотрели книжки, а не бросались к двери. Но знаешь что? Я дала обещание людям на работе, что приду точно в 9:00, и я не могу нарушить обещание.

Дима (начиная плакать): Почему не можешь? Это несправедливо. Я не хочу идти.

Мама: Иди сюда, Дима. (Сажает его на колени.) Прости, дорогой, но мы не можем остаться дома. Я понимаю, ты чувствуешь себя расстроенным?

Дима (кивает): Да.

Мама: И тебе грустно?

Дима: Да.

Мама: Мне тоже немного грустно. (Она позволяет ему некоторое время поплакать сидя на руках). Я знаю, что мы можем сделать. Давай думать о дне, когда нам не нужно будет идти ни на работу, ни в детский сад. Мы сможем провести вместе целый день. Можешь придумать что-нибудь особенное, что бы ты хотел сделать?

Ребенок: Есть блины, гулять и смотреть мультики?

Мама: Да, это было бы здорово. Что-нибудь еще?

Дима: И мы сможем пойти в парк и взять с собой Сашу?

Мама: Может быть. Мы должны спросить его маму. Но сейчас настало время идти на работу, хорошо?

Дима: Хорошо.

На первый взгляд, Ольга может показаться отвергающим родителем, потому что она отвлекает Диму от мысли остаться дома. Но между ними есть существенная разница. Мать признала печаль сына, помогла ему назвать свою эмоцию, позволила ее прочувствовать и находилась рядом, пока он плакал. Она не пыталась отвлечь его внимание от своих чувств. Она не ругала его за печаль, как сделала бы не одобряющая мать. Ольга позволила сыну понять, что уважает его чувства и думает, что его желание обоснованно.

В отличие от не вмешивающейся матери она устанавливает границы капризов ребенка. Она потратила несколько дополнительных минут, чтобы справиться с чувствами Димы, но дала ему понять, что не собирается опаздывать на работу и нарушать свое обещание коллегам. Дима был разочарован, и мама разделила с ним это ощущение. Тем самым она дала Диме возможность узнать, прочувствовать и принять эмоцию, а затем показала, что можно выйти за рамки своей печали, подождать и получить удовольствие на следующий день. Этот ответ является частью процесса эмоционального воспитания.

Пять этапов процесса эмоционального воспитания, когда родители:

1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;

2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения;

3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;

4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;

5) вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Возможно, некоторые родители решат, что такой вариант общения с ребенком занимает слишком много время. Но посчитайте, сколько времени, нервов тратите Вы, и какой эмоциональный стресс переживает Ваш ребенок. Помогите себе и ребенку!!!!

                                                                        С уважением педагог-психолог Пермякова Т.Л

 

Дата последнего обновления страницы 14.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»